Несмотря на договоренности, присутствие русских в Сирии непосредственно влияет на безоговорочно самые сильные ВВС во всем восточном Средиземноморье. Насколько долго Израиль сможет еще беспрепятственно действовать в Сирии?
Новый министр обороны Израиля Авигдор Либерман до сих пор действовал на своем посту настолько тихо и спокойно, что мир толком и не расслышал, как он в ходе недавней встречи с представителями ЕС сказал, что его устроило бы любое мирное соглашение по Сирии — лишь бы при этом никакой роли не играли Иран и Башар Асад. Это было сильно.
Именно сейчас, когда войска Асада одерживают одну победу за другой, когда пал Алеппо и когда Запад потихоньку свыкается с мыслью о том, что Асад скоро победит окончательно, — именно в этих обстоятельствах Израиль говорит о решении сирийского конфликта без участия сирийского президента?
Дамаск от израильской границы отделяет расстояние около 50 километров. В прошлом Сирия постоянно нападала на Израиль. Отец Асада Хафез участвовал в Шестидневной войне и Войне Судного дня, а возвращение контроля над Голанскими высотами по-прежнему остается стратегической целью Сирии. При этом Иерусалиму всегда неплохо жилось при Башаре Асаде. Особенно после второй Ливанской войны 2006 года, когда ситуация на Северном фронте оставалась в целом спокойной. Израильские политики постоянно резко высказывались в адрес Асада, но принимали его наличие как данность. Поэтому войну в Сирии они восприняли с озабоченностью — что будет после Асада? Любая реалистичная альтернатива представлялась им еще хуже, чем нынешний тиран. Больше всего в Иерусалиме боятся полного хаоса в соседней стране или прихода к власти суннитов-салафитов.
По этой причине Израиль особо не возражал против поддержки, которую Путин оказывал Асаду. Напротив, Нетаниягу весьма прагматично вел консультации с Москвой относительно мер по предотвращению нежелательных инцидентов в воздушном пространстве.
Вместе с тем, несмотря на договоренности, присутствие русских в Сирии непосредственно влияет на безоговорочно самые сильные ВВС во всем восточном Средиземноморье. Насколько долго Израиль сможет еще беспрепятственно действовать в Сирии? Несколько дней назад сирийские официальные СМИ сообщили, что Израиль атаковал военный аэродром под Дамаском. При этом был нанесен материальный урон, но человеческих жертв удалось избежать. Предположительно, целью данной операции было оказать поддержку действующим на территории Сирии суннитским «террористическим группировкам» и поднять их моральный дух. В Израиле эту атаку, как водится, оставили без комментариев.
Поначалу новость показалась вполне рутинной — ведь Израиль постоянно обстреливает лагеря, позиции и конвои группировки «Хизбалла». Однако удар по Дамаску не был обычным, потому что при этом были использованы не боевые самолеты, а ракеты «земля-земля». Почему Израиль сделал выбор в пользу этого дорогостоящего варианта? Ведь бомбы имеют меньшую точность, но при этом стоят дешевле ракет. До сих пор для таких ударов почти всегда применялись самолеты.
Военные эксперты предполагают, что выбор в пользу ракет был сделан из-за русских. Влияние Москвы на регион растет изо дня в день. В конце лета русские начали операцию по усилению своих систем ПВО водного базирования в порту Тартус ракетами «земля-воздух» типа С-300 и С-400. Их радиус действия достигает 380 километров, так что они покрывают не только западную часть Сирии и всю территорию Ливана, но и значительную часть Израиля. Если бы в воздух поднялись израильские самолеты с целью атаки на аэропорт под Дамаском, то они с большой вероятностью были бы замечены. Русские предупредили бы об этом своих сирийских союзников, а те обязательно постарались бы сбить израильские самолеты. Это означало бы непосредственное вмешательство России в этот двусторонний конфликт. И тем самым возник бы риск большой напряженности между Москвой и Израилем.
Судя по всему, русские принимают участие в этой игре израильтян. Москва сохранила молчание и никак не прокомментировала израильскую атаку на сирийский аэродром. По сути, русские позволили израильтянам бомбардировать своих союзников из «Хизбаллы». Что же касается долгосрочных планов русских, то они неизвестны никому, в том числе и Израилю.
Слова Путина не значат ничего. В марте прошлого года он распорядился начать отвод российских сил из Сирии, потому что операция в этой стране в значительной степени достигла своих целей. Однако между делом об этом все уже успели позабыть. В Иерусалиме не сомневаются, что глава Кремля имеет большие амбиции. Военные специалисты утверждают, что войска Асада, взявшие при поддержке со стороны России под свой контроль Алеппо, собираются захватить и провинцию Идлиб. После этого решится, что будет с Ливаном. Израильтянам понятно, что русские собираются с помощью Асада расширить собственную сферу влияния на весь регион и, в особенности, на Ливан.
Тем не менее, в Израиле ощущают уверенность в себе. Как бы ни закончилась война в Сирии и что бы ни сделали русские, никто не верит в вероятность конфликта между Иерусалимом и Москвой. Иерусалим интересует, в первую очередь, отношение Москвы к «Хизбалле». Иран заинтересован в том, чтобы Асад остался у власти, а «Хизбалла» является «креатурой» иранцев: собственно, можно было бы предположить, что это станет хорошей базой для безоблачных отношений. Однако не все так просто. Русских и шиитских «воинов Аллаха» нельзя назвать естественными друзьями. Путин боится мусульманского фанатизма в любых его проявлениях. Но на поле боя происходит сближение.
В Израиле считают, что «Хизбалла» уже сейчас получает указания из Москвы. С большим напряжением в штаб-квартире израильских вооруженных сил в Тель-Авиве смотрели недавнее выступление шейха Хассана Насраллы. Командир «Хизбаллы» казался рассеянным и подавленным. Он ни разу не упомянул об израильской атаке на аэродром под Дамаском и даже воздержался от оскорблений в адрес Нетаниягу, Либермана или главы израильского генштаба Гади Эйзенкота. Всего несколько месяцев назад он не мог отказать себе в этом удовольствии. В Израиле поняли: если Путин молчит, то и Насралле приходится придерживать язык.
Тем не менее, нельзя сказать, что Израиль с легкостью принимает такое развитие ситуации. Если победит Асад, то у «Хизбаллы» вновь будут развязаны руки, чтобы действовать против Израиля. Для Насраллы это было бы облегчением. По оценке израильтян, «Хизбалла» уже на данный момент потеряла в Сирии более двух тысяч бойцов.
Воодушевление по поводу этой войны испаряется в Ливане буквально на глазах — а Насралле приходится объясняться, почему его бойцы убивают мусульман, а не евреев. Многие аналитики в Иерусалиме считают, что «Хизбалла» многому научилась в Сирии и ждет не дождется возможности применить свои новые умения против евреев. Другие предполагают, что этому помешает усталость «Хизбаллы» от войны. Третьи думают, что Россия, когда война в Сирии рано или поздно закончится, будет иметь достаточное влияние в регионе, чтобы договориться с «Хизбаллой» о том, что дозволено, а что нет. И если это действительно так, то усиление позиций России в восточном Средиземноморье может оказаться благом для Израиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий