Подтверждение прогноза о начале серьезных перемен в стратегии внутренней политики в России знаменовалось первым тактом напряжения в области построения финансовой политики в стране. Мы видим первый событийный слой – решения ЦБ. Предложения выглядят как повод для дальнейшего осложнения внутренней политики России. Это еще больше будет развивать мобилизационную тему в отношении экономики и необходимость принятия еще более жестких решений уже и на более высоких уровнях. Здесь ключевое слово МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, именно она станет основным лейтмотивом на летний и осенний период.
ПРОГНОЗ
В Центробанке России наметится серьезный кризис структуры или перестройка. Особенно ближе к 10.05. 7.05 Юпитер начинает двигаться дирректно!!! Политический вектор начнет меняться. И все тенденции, что были прежде, а также планы, могут оказаться невозможными. Это коснется особенно финансовой политики в стране. Особым образом начнут разбираться с кредитными делами и правовыми нарушениями. (Полный геополитический прогноз на 2016 год: МАЙ-ДЕКАБРЬ, опубликован 17.03.2016)
До осени примерно, трудно говорить о безмятежных перспективах нашей экономики. Напротив, нам придется действовать очень жестко в некоторые моменты. Очень жестко, подчеркиваю. Здесь нет ничего кровавого, есть строгий выверенный курс, который придется принимать. Он будет не сразу, поскольку первые шаги к нему будут сделаны ближе к марту и первые попытки попробовать смоделировать другую экономику будут, к сожалению, неудачными. Но первый посыл будет и первая необходимость создастся. Вероятно, чуть позже придется все пересматривать, но не сожалеть о том, что мы такую инициативу осуществили. Я вижу, что будут очень интересные инициативы в этом смысле.
Интересно выглядит банковская сфера. Там, конечно, честно говоря, тотальный развал – такая переструктуризация… А в августе так и вообще все взмоет, и все будет понятно: кто в чем виноват? Вскроются какие-то вещи, будут сброшены маски. И уже будет не до либеральщины. К лету или чуть раньше Путин уже примет достаточно серьезные решения, как мне видится. По крайней мере, жесткие решения, которые будут для некоторых людей граничить с как бы противоправными вещами.
Если говорить о каком-то четком сценарии, то мы выходим на военную проблему. На действия такого военного плана, где как вы заметили, экономика уже будет вынуждена принимать мобилизационный характер. И там уже будет не до хорошего и не до волнений, все будет очень четко, очень сковано. Будут приостановлены многие проекты и видимо все эти веселые моменты, что мы сейчас освоим все и сразу, к сожалению, будут временно отодвинуты в экономике, даже если они и будут в каком-то позитивном ключе строиться. И мы не говорим о том, что кто-то будет бедным, кто-то богатым, или что это сравняется. Увы, этого не видно. Речь идет о том, что даже те волнения, которые наметятся, а они наметятся летом – они будут без крови, – но они будут жестко ограничены и в какой-то степени подавлены. Это вызовет очень большой негатив со стороны запада, и будут обвинения в адрес Путина.
Кроме того я вижу обвинения, которые будут брошены в сторону банковских структур, экономического управления и финансирования, информации всплывет очень много… Но я не вижу виселиц. Вижу, что гонения могут быть, громкие дела могут быть, но за более пикантными событиями политического характера, может быть, некоторые вещи будут завуалированы. (Астрологический прогноз Светланы Драган на 2016 год в интервью Свободной Прессе от 01.02.16)
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГНОЗА ФАКТАМИ
Лужков дал совет Путину по управлению государством
11.05.16 Газета.Ру – Бывший мэр Москвы Юрий Лужков в интервью «Интерфаксу» высказал мнение, что нынешняя система управления государством все больше напоминает систему «ручного управления». Лужков опасается, что подобная система может привести к дисбалансу и неблагополучию граждан России. По мнению бывшего мэра, тому свидетельствует огромное количество вопросов в ходе «Прямой линии с президентом России Владимиром Путиным».
«Вот я сейчас смотрел “прямую линию” с Владимиром Путиным. Многие восхищаются тем, какое большое количество вопросов поступило, и успели задать Владимиру Владимировичу. Он, конечно, готовится, старается быть в теме, на всё отвечает, ну и, соответственно фамилии, пытается сделать что-то путное», — заявил Юрий Лужков.“Но я бы задумался над тем, что такое огромное количество вопросов, возможно, сигнализирует о неблагополучии в стране. О проблемах более высокого уровня. Вполне возможно, это говорит о том, что страна, ориентируясь на первое лицо, движется к режиму «ручного управления», - Юрий Лужков, бывший мэр Москвы. Также он заявил, что он недоволен работой кабинета министров и призвал президента «немедленно решать и поставленные, и кадровые вопросы правительства». Бывший градоначальник убежден, что оценивать работу президента будут вне зависимости от каких-либо глобальных достижений, если он не сможет улучшить жизнь простых граждан. «Если власть хорошо решает проблемы, если народ год от года живет лучше, если страна технологически, подчеркиваю, технологически находится на уровне развитых государств и имеет приоритеты в различных областях науки и производства, то и лидер такой страны оценивается положительно и в истории, и среди своих современников. Я думаю, любой государственный руководитель задает себе вопрос: а как он в той или иной ситуации будет оцениваться? И тут главное — войти в историю, а не попасть в неё», — заявил бывший мэр Москвы. Ранее Лужков назвал снос самостроя в Москве «расправой над малым бизнесом».
Эксперты: заморозка зарплат не спасет российскую экономику
10.05.16 МОСКВА, РИА Новости, Эльвира Муравицкая — Заморозка зарплат в 2016—2017 годах не вытащит российскую экономику из рецессии, но оптимизация бюджетных расходов на содержание чиновников и силовиков могла бы высвободить средства на поддержку реальных производств, считают опрошенные РИА Новости эксперты. «Заморозка зарплат нежелательна, так как подрывает качество человеческого капитала», — заявил замдиректора НИИ «Центр развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. «Другое дело, если оптимизация затронет не здравоохранение и образование, а, например, сферу госуправления и национальной безопасности, где будут проведены масштабные сокращения. Оставшимся же зарплату нужно индексировать, причем по полной инфляции», — добавил он.
Минэкономразвития в базовом сценарии прогноза, который должен лечь в основу проектировок бюджета на следующие три года, предполагает рост реальных зарплат на 1,2% в 2017 году.“Целевой сценарий, который должен обеспечить рост ВВП России к 2019 году на 4,5%, предполагает паузу в росте зарплат в текущем и следующем годах, после чего в 2018—2019 годы динамика доходов населения начнет ускоряться и опережать динамику базового варианта.
Спрос и инвестиции
«Рост можно стимулировать потребительским спросом, а чтобы был спрос, у людей должен быть нормальный уровень зарплат», — заявил председатель попечительского совета организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов. «Экономике такими мерами не поможешь, лучше заняться привлечением инвестиций. Многие западные игроки сейчас говорят мне: покажите, куда мы можем вложить деньги, мы готовы инвестировать, и нам плевать на санкции. Но мы должны понять, куда пойдут наши деньги, и почему мы должны верить, что это будет надолго», — пояснил он. Миронов не исключил, что власти могут решиться на ограничения выплат для бюджетников. Таким образом, по его словам, правительство может попытаться добиться перехода работников в реальное производство. «Однако заставить людей столь кардинально изменить свою жизнь очень сложно, в том числе за счет дорогого жилья, ипотеки и высокой стоимости перевозок. Скорее всего, такая мера не заставит людей двигаться», — подчеркнул эксперт.
Разговоры о заморозке зарплат — это всего лишь приглашение к дискуссии, считает советник Института современного развития Никита Масленников. Публикуя такой прогноз, МЭР ставит правительство перед выбором: реформы или рост благосостояния граждан. «Министерство нам говорит: чтобы обеспечить высокие темпы роста, нужно повысить норму накопления с 18% до 30%. Если мы оставим все как есть в государственном секторе экономики, в области малого бизнеса и стимулирования инвестиций, нам придется делать это за счет населения», — сказал он.
Год добровольной бедности
10.05.16. Газета Коммерсантъ. Дмитрий Бутрин – Минэкономики предлагает преодолеть стагнацию экономией на зарплатах. Опубликован доработанный проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016−2019 годы. В нем ведомство Алексея Улюкаева впервые объявило, как предполагается реализовать целевой сценарий прогноза — с выходом на рост ВВП в 4,5% к 2019 году. “Рецепт выхода из рецессии от Минэкономики — ограничение роста зарплат в экономике в 2016—2017 годах с последующей компенсацией в 2018—2019 годах, бурный рост корпоративных прибылей в 2018—2019 годах, инвестиции из ФНБ и бюджета в «системообразующие и эффективные инвестпроекты» и сокращение потребления энергии. Сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ в 2016 году и на 2017−2019 годы опубликованы Минэкономики. Основные цифры консервативного и базового прогнозов «Ъ» публиковал 4 мая. Интерес в документе представляют данные целевого прогноза и его обоснование — это предложение Минэкономики Белому дому по экономической политике до 2019 года, и, исходя из того что оно уже согласовано правительством 21 апреля «в целом», оно описывает взгляд правительства на его действия до начала 2020 года. Документ может измениться к осени, когда в новую Госдуму попадет исправленный бюджет на этот год и на трехлетку 2017−2019 годов, однако сейчас это теоретическая база для всех бюджетных дискуссий мая-июля 2016 года. Как и базовый, целевой вариант прогноза после заседания правительства 21 апреля переписан исходя из постоянной среднегодовой цены нефти в $40 за баррель (ранее предполагался умеренный рост цены до $50 к 2018 году). Главную цель — 4,5% роста ВВП в 2019 году — правка не отменила, но рост ВВП в 2017—2018 годах в целевом сценарии все же ниже, чем предполагалось ранее — 0,4% (ранее 1%) и 2,9% (ранее 3,3%). Таким образом, даже в целевом сценарии стагнация 2015−2017 годов де-факто объявлена неизбежной: ощутимый рост может начаться только после президентских выборов 2018 года.
Вероятно, в силу этой неизбежности описанные Минэкономики способы реализации целевого сценария выглядят альтернативой идеям соцблока правительства по перезапуску модели роста 2011−2013 годов, основанной на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе. Рекомендованная командой министерства сверхжесткость денежно-кредитной политики ЦБ (снижение инфляции монетарными мерами до 6,5% к концу 2016 года и до 4% к концу 2017 года) в прогнозе нужна, по сути, только чтобы смягчить населению продолжение сокращения реальных располагаемых доходов (на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017-м). Сокращение реальных пенсий должно быть даже более жестким: 4,8% в 2016 году и 2% в 2017 с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года. Это, по расчетам Минэкономики, увеличит число бедных с 13,1% в 2015 году до 13,7% в конце 2017 года, с пиком в 2018 году на уровне 13,9% — и возвращением реальных доходов и числа бедных к показателям 2015 года в 2019 году. “Цель довольно демонстративного затягивания поясов населению — ускоряющийся рост инвестиций с 3,8% в 2017 году до 7,1% в 2019 году, когда они должны достичь уровня 24,1% ВВП. Их источниками в этой схеме будут не столько сбережения населения, сколько корпоративные прибыли. Они, оставаясь в 2017 году на том же уровне, что в 2015-м, в год президентских выборов должны вырасти (без девальвационных эффектов) на 12%, а в 2019 году — на 10,8%. При этом в описательной части прогноза Минэкономики упоминает, что цель будет достигнута не только сдерживанием расходов на потребление и соцобязательства, но и господдержкой «системообразующих и эффективных инвестиционных проектов» и «опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики». Инвестиции будут при этом не только частными, из возросших прибылей (Минэкономики считает, что отток капитала в 2019 году обнулится — ранее, напомним, рост ВВП сопровождался в среднем ростом нетто-оттока), но и государственными — из ФНБ. В описании целевого сценария каких-либо отсылок к бизнес-среде или структурным мерам нет, а в расчетах базового не предполагается каких-либо радикальных изменений в структуре инвестиций до 2019 года. Целевой сценарий предполагает, впрочем, дальнейший рост поддержки несырьевого экспорта и импортозамещения — и ускоренный вывод из экономики энергонеэффективных производств. Он обеспечит снижение энергоемкости промышленности на 2,5% в год — в целевом сценарии Минэкономики энергосектор, действительно, практически не растет.
Сам по себе описанный целевой сценарий — не альтернатива структурным реформам. Так, увеличение пенсионного возраста, изменение структуры расходов федерального бюджета, реформа трудового рынка им не противоречат. Но главный парадокс целевого сценария ведомства Алексея Улюкаева — в том, что переход к экономическому росту, оплаченный «голодным» для населения 2017 годом, в расчетах Минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости (с 72,7 млн экономически активного населения в 2015 году до 71,5 млн в 2019-м) при падающей до докризисных 5,6% (по МОТ) общей безработице.
Сокращение экономической активности населения при промышленном росте и росте производительности труда выглядит чудесным явлением — оно представимо только в случае технологической революции. Русское экономическое чудо, неявно предлагаемое в сценарии к 2019 году, очевидно, должно строиться на ручном управлении модернизацией промышленности — ранее предприниматели не проявляли энтузиазма в массовой закупке высокопроизводительных мощностей. При этом логика целевого сценария при ограничении тарифов госмонополий резко снижающейся инфляцией диктует объекты поддержки: это средний окологосударственный бизнес — система конструируется в его пользу. Для идей команды Алексея Улюкаева это проблема: крупный бизнес и госкомпании еще в 2009—2010 годах убедительно показали, что при расходовании средств ФНБ, например, они легко переигрывают любой блок министерств, при необходимости образуя политические альянсы и с социальным блоком Белого дома, и с оппонентами либералов из администрации президента (несмотря на то, что сценарий Минэкономики вполне согласуется с экономическими идеями помощника президента Андрея Белоусова). Для того же, чтобы рост обеспечили средние хайтек-компании, в любом случае нужен ручной отбор претендентов на «умную» господдержку — с преодолением предсказуемо сильного сопротивления лоббистов инфраструктурных монополий, агрокомплекса и ВПК. Немаловажно и то, что сценарий ручного управления, предложенный Минэкономики, конечен. В 2020 году, вне зависимости от того, выйдет экономика РФ на уровень роста в 4,5% ВВП в год или нет, госсредства на дальнейшее его стимулирование будут в основном израсходованы.
Центробанк РФ отозвал лицензии у четырех страховщиков
06 Мая 2016 Санкт-Петербург.ру – Центральный банк России отозвал лицензии на осуществление страхования у компаний "Инвест-резерв", "АРМС Территория" и САО "Гефест". Кроме них лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте лишилась СК "Двадцать первый век", передает пресс-служба регулятора. "Инвест-резерв" остался без лицензии из-за того, что вовремя не устранил допущенные нарушения законодательства в сфере "требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части порядка и условий инвестирования страховых резервов и собственных средств". Более туманная формулировка обоснования отзыва лицензии у "АРМС Территории": в связи с отказом субъекта страхового дела от осуществления предусмотренной лицензией деятельности". "Гефест" также не устранил нарушения, но в сфере требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств и средств страховых резервов.
Центробанк объяснил зачистку страховщиков
6 Мая 2016 ИА НСН (Нац.служба новостей) – Центральный банк России в официальном ответе НСН объяснил стремительное сокращение числа страховых компаний на рынке из-за отзыва лицензий. «Последние два года Банк России ведет активную работу по повышению финансовой стабильности страхового рынка. Недобросовестные игроки, не обладающие реальными активами и не выполняющие требований по покрытию резервов и собственных средств, лишаются лицензий», — разъяснили в ЦБ. Там также отметили, что за прошедшие три года число компаний на страховом рынке сократилось более чем на сотню. «В 2013 году на страховом рынке было около 430 компаний, а в настоящее время их чуть меньше 300. За 2015 год количество страховых организаций сократилось на 70. При этом отзывы лицензий в 2015 году производились в основном в связи с допущенными страховщиками нарушениями страхового законодательства, а не в связи с добровольным отказом от страховой деятельности», — сообщили в регуляторе. Помимо этого, там указали, что до конца 2016 года оставят на рынке «устойчивые компании, которые имеют перспективу для продолжения своей деятельности и выполнения обязательств перед клиентами».
До сентября 2013 года рынок страховых компаний регулировался Федеральной службой по финансовым рынкам, которая впоследствии фактически слилась с Центробанком. В результате слияния был создан мегарегулятор, получивший контроль над всем финансовым сектором России, включая ранее «малорегулируемые» области – микрофинансовые организации и рынок Forex. По итогам 2015 года, Центробанк отозвал лицензии у 60 страховых организаций.
ПРЕДЫСТОРИЯ
За 2016 год Центробанк отозвал лицензии у 37 банков
2015 год был отмечен рекордным числом аннулированных лицензий различных участников финансового рынка за последние пять лет работы Центробанка России. Лицензий лишились 93 банка. Всего за 2015 год мегарегулятором было отозвано 573 лицензии всех видов у 234 профучастников.
ЦБ пожизненно дисквалифицирует нечестных банкиров
18.02.2016 Коммерсантъ –Зампред ЦБ Михаил Сухов рассказал о планах по ужесточению мер по борьбе с нечестными банкирами. По его словам, регулятор пристально следит за всеми лицами, попавшими в черный список, и ограничивает их дальнейшую деятельность в банковском секторе. В настоящее время ЦБ рассматривает возможность ужесточить условия дисквалификации для банкиров, у чьих банков были отозваны лицензии. Срок отстранения от работы в банках может быть продлен до десяти лет. В особых случаях он может стать пожизненным.
Регулятор задумался об ужесточении наказаний для банковских служащих и акционеров, под чьим руководством и контролем банки лишились лицензий. Как отметил в интервью «России 24» зампред ЦБ Михаил Сухов, существующих мер для запятнавших свою деловую репутацию банкиров может оказаться недостаточно. Регулятор рассматривает возможность внести в законы поправки, согласно которым срок дисквалификации таких лиц может быть увеличен до десяти лет. Отстранение от банковской деятельности может быть и пожизненным, отметил господин Сухов. Кроме того, поправками может быть также расширен список лиц, ответственных за финансовое состояние банков. Сейчас дисквалификации в случае отзыва у банка лицензии могут быть подвергнуты руководители кредитных учреждений, контролирующие акционеры и некоторые другие ответственные лица (например, главный бухгалтер и его заместители). В этот список могут также войти аудиторы, удостоверяющие «левую» отчетность, а также внутренние контролеры. По словам Михаила Сухова, в прошлом году ЦБ отказал в согласовании кандидатур 145 банковских служащих, к чьей деловой репутации у регулятора были претензии. От руководства банками было отстранено 87 человек. Право контролировать кредитные организации потеряли 11 акционеров. Всего в черном списке ЦБ — 4 742 человека, которые лишены возможности руководить банками и покупать свыше 10% акций в течение нескольких лет. Господин Сухов также отметил, что банкиры пытаются всячески обойти законодательные ограничения и выдумывают схемы, при которых их персоны не попадают под контроль со стороны ЦБ. Например, устраиваются в банки на должности советников или помощников руководителей, которые не требуют согласования с регулятором. «В этом случае ЦБ и закон бессильны. Поэтому на данном этапе правильнее говорить не о расширении перечня должностей, которые будут оказываться в черном списке ЦБ, или сроке дисквалификации банкиров, а о налаживании механизмов контроля за исполнением уже внедренных правил. Иначе такой подход грозит тем, что недобросовестные банкиры уйдут в тень, но не покинут банковский сектор, что приведет к тому, что цель по очистке банковского сектора достигнута в итоге не будет»,— считает доцент кафедры банковского дела РЭУ им Г. В. Плеханова Лазарь Бадалов.
Регулятор видит все теневые схемы, реализуемые нечистыми на руку банкирами, отметил господин Сухов. «Если мы узнаем об этих фактах, то начинаем действовать более интенсивно через разного рода мероприятия дистанционного надзора, проверочные мероприятия. Второй раз человеку доверять нельзя»,— сказал он. Однако на практике уследить за всеми оказывается чрезвычайно сложно. Так, кредитные организации из так называемой неформальной банковской группы Анталбанка много лет возглавляли и контролировали акционеры и топ-менеджеры, чьи фамилии и ранее фигурировали в историях с отзывами банковских лицензий. Однако это не помешало им вести свою деятельность и переходить из банка в банк внутри «неформальной группы».
«Безусловно, топ-менеджеры банков должны осознавать последствия своей нечистоплотной деятельности, учитывая, что на банках лежит груз социальной ответственности. А в свете участившихся в последнее время случаев мошенничества в банковской сфере, в том числе выявление неформальных банковских групп, очевидно, требуется усиление контроля за деятельностью топ-менеджмента в кредитных организациях»,— комментирует директор по банковским рейтингам агентства «Рус-Рейтинг» Лариса Макаренко.
Сам ЦБ санитар
21.12.2015 Коммерсантъ, АЛЕКСАНДР ЗОТИН – ЦБ РФ столкнулся в 2015 с почти неразрешимой задачей — удержать макроэкономическую стабильность в стране, пережившей почти двукратную девальвацию. А кроме того, сохранить в работоспособном состоянии банковский сектор. И все это ему пока удалось. Полтора года назад за доллар давали 35 руб., 16 декабря 2014-го внутридневной биржевой курс достиг пика — 81 руб. (евро — 100 руб.). Весной 2015-го пошла волна укрепления (ниже 50), а в декабре доллар опять перевалил за 70.
Курсовое "невмешательство"
Банк России не вмешивался в курсообразование напрямую с момента введения "плавания" (в ноябре 2014-го ЦБ отказался от валютных интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса рубля), но использовал другие инструменты денежно-кредитной политики. 16 декабря 2014-го ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 6,5 п. п., до 17%, и сделал рублевую ликвидность очень дорогой. Занимать в рублях и перекладываться в доллары стало невыгодно. Наоборот, при высокой рублевой ставке стало выгодно хранить деньги в рублях. Доходность по облигациям и депозитам взмыла. В декабре 2014-го далеко не последние банки предлагали доходность в 20-25% годовых по рублевым вкладам.
Одновременно ЦБ предоставил банкам валютные ресурсы для перекредитования (после введения санкций западные рынки капитала для них фактически закрылись). С октября 2014-го ЦБ ввел аукционы валютного РЕПО. По сути, РЕПО — это заем под залог ценных бумаг. До середины декабря 2014-го этот инструмент почти не использовался банками из-за высоких ставок и низких лимитов, но потом ситуация поменялась. ЦБ установил минимальные ставки на очень низком уровне LIBOR+0,5 п. п. и ввел большие лимиты (в совокупности до $50 млрд, сроки — от недели до года). Механизм валютного РЕПО заменил валютные интервенции ЦБ, не оказывая при этом мгновенного влияния на курс. Без этого валюту покупали бы на рынке и курс был бы выше. После весеннего восстановления рубля, совпавшего с ростом нефти, ЦБ убрал годовые РЕПО. Однако сейчас, предвидя турбулентность на рынке в момент возврата годовых РЕПО, заключенных в декабре прошлого года, вновь ввел этот механизм, правда, под более высокую ставку — чуть больше 4% годовых.
Русский Волкер?
Столь же осторожен ЦБ и с ключевой ставкой. После взлета до 17% последовало ее плавное снижение, сейчас она опустилась до 11%. "Достаточно быстрый переход к снижению ставок при взвешенном подходе к самому процессу отражает сложившиеся балансы рисков и текущей конъюнктуры,— говорит главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин.— В целом действия были правильными в текущей ситуации". Казалось бы, это низкая ставка для текущей инфляции (12,3% с начала года). Но это взгляд в "зеркало заднего вида", на инфляцию прошлого. Если взглянуть вперед, то она, видимо, значительно ниже. Средние ожидания разных экспертов на будущие 12 месяцев составляют порядка 6-8%, поэтому ставка 11% — довольно жесткая антиинфляционная мера (если мы не увидим новой девальвации наподобие прошлогодней).
Неоднократно заявляемая цель ЦБ в рамках политики инфляционного таргетирования — достичь уровня инфляции в 4% к 2017-му — не кажется такой уж неосуществимой. Если Набиуллина останется "железной", как сейчас, она может быть реализована. И тогда впервые за 24 года реформ наша страна может наконец добиться макроэкономической стабилизации. А сама "железная леди" из ЦБ сможет претендовать на лавры Пола Волкера, знаменитого главы ФРС США в 1979-1987 годов, который жесточайшими мерами снизил инфляцию с 11,22% в 1979-м до 3,66% в 1987-м. Путь непростой. "Снижение инфляционных ожиданий требует дестимулирования агрегатного спроса, а это достигается большими процентными ставками,— говорит начальник аналитического отдела УК "Парма-Менеджмент" Дмитрий Тимофеев.— На этом пути Набиуллиной не позавидуешь: бизнес, элиты и население видят в ней преграду на пути инвестиций и дешевого кредита". С теми же проблемами столкнулся и Волкер. После того как он повысил ставку ФРС до 20% в 1981-м, только ленивый не требовал его отставки, экономика вошла в рецессию, а безработица из-за сжатия кредитования превысила 10%. Но зато потом страна получила прививку от высокой инфляции на многие годы, а 1980-е стали периодом мощного роста ВВП.
Гибридный надзор
Последовательна Набиуллина и в вопросе очищения банковского сектора. Здесь проблем не меньше, чем в денежно-кредитной политике. Банковский сектор в тяжелейшем кризисе, хотя сама Набиуллина, как того требует должность, этого не признает. Зато об этом неоднократно говорил, например, глава Сбербанка Герман Греф.
Лицензию на банковскую деятельность стали получать все кому не лень еще в 1990-е. Потом к этому добавился легкий вход в систему страхования вкладов, созданную в 2004-м. В итоге на рынке в изобилии резвились обнальные конторы с различными схемами (недавно "Деньги" писали о молдавской схеме), банки с "тетрадкой", то есть имеющие забалансовые вклады (например, Мособлбанк), банки-пылесосы, привлекающие деньги вкладчиков под высокие проценты, а затем испаряющиеся. При этом понять, насколько тот или иной банк болен, сложно даже профессиональному аналитику — мешают рисованная отчетность, сокрытие реального положения дел с просрочкой, завышенная стоимость активов (чаще всего через ЗПИФы и недвижимость), либо их фактическое отсутствие (вопиющий случай — "крашеное золото" в депозитарии у банка "Адмиралтейский"). Судя по объему выявленных дыр в балансе банков, лишившихся лицензий за последние два года, ясно одно — проблема огромная. Здоровые, судя по отчетности, банки, оказываются зомби, их активы давно украдены или просто потеряны. Здесь можно было бы упрекнуть надзорный блок ЦБ в недостаточной бдительности по очищению рынка от недобросовестных игроков (за время нахождения Набиуллиной на посту главы ЦБ отозваны лицензии у 186 банков, всего действующих банков осталось 613), но чрезмерная жесткость тоже опасна. Можно перегнуть палку и допустить системный кризис — падение крупных банков всегда чревато системными эффектами (как, например, было с банкротством Lehman Brothers в 2008-м, ставшего триггером мирового финансового кризиса).
Еще один аспект надзорной деятельности ЦБ — санация банков. В случае банков, подпадающих под оздоровление, налогоплательщики (в конечном итоге) выдают кредиты банкам-санаторам, возвратность которых под большим вопросом (громкие случаи — Мособлбанк, "Уралсиб"). Тем не менее здесь ЦБ частично можно оправдать принципом too big to fail ("слишком большой, чтобы упасть"). Банкротство системообразующих банков может привести к непредсказуемым последствиям. Вероятно, поэтому ЦБ в последнее время стал использовать гибридные способы работы с проблемными банками — средний вариант между санацией (при которой основные обязательства банка остаются в силе, кроме субординированных долгов при определенном снижении уровня достаточности капитала) и отзывом лицензии (при котором вкладчики-физлица и ИП могут претендовать только на получение страховки в АСВ не выше 1,4 млн руб.). Такая полусанация-полуликвидация была использована, например, в случае с банком "Нота", в котором часть активов и все обязательства перед вкладчиками-физлицами (в том числе превышающими лимит АСВ) была передана в банк-приобретатель (принадлежащий АСВ банк "Российский капитал"). Тренд на снижение числа банков сохранится и в 2016-м. "Расчистка банковского сектора — позитивная задача. И дело не в том, что в стране должно быть мало банков, а в том, что они должны соблюдать законы",— считает Тимофеев.
ЦБ теперь еще и мегарегулятор, занимающийся и страховым рынком. За неполный год (данные за 19 ноября 2015-го) лицензии отозваны у 44 страховых компаний (на рынке осталось 360). Проблемы часто те же, что и у банков: некачественные активы, прежде всего земельные участки и объекты недвижимости.
Всюду клин
2015 год был тяжелейшим для ЦБ. Но проблемы с некачественными активами и экономическим спадом никуда не денутся и в 2016-м. Он будет таким же многозадачным — удержать население и бизнес от валютной паники, контролировать инфляцию, вести очистку банковского сектора при его нарастающей слабости в связи с общими макроэкономическими проблемами (рост просрочек по кредитам). Пока Эльвира Набиуллина справляется. "Относительная стабильность финансового рынка РФ и улучшение восприятия иностранными инвесторами российских активов в конце года — это в немалой степени заслуга политики ЦБ в этом году,— говорит Сусин.— В условиях крайне непростой деловой конъюнктуры и ограниченных возможностей действия Банка России можно оценить позитивно".
Новый образ "железной леди" из ЦБ закрепляется. Многим казалось, что экономика не выдержит таких курсовых потрясений, но макроэкономическую стабильность сохранить удалось, да и спад ВВП не стал катастрофическим. Теперь кажется, что в 2016 году разного рода лоббистам, требующим инфляции, денежной эмиссии и создания новых источников ренты, будет гораздо сложнее противостоять политике Набиуллиной, взвешенной и решительной.
P.S. Хотелось бы, чтобы на примере реализации этого прогноза, вы смогли проследить событийную многослойность. Ведь прогнозы, это особая сфера, где мы говорим о своеобразной геометрии, о некоем эскизе, который постепенно слой за слоем раскрашивает история. Как правило, прогнозы имеют некоторый люфт по времени реализации, они также не могут быть вырваны из предыдущей цепи событий, но часто оказываются объединены единой задачей. На примере реализации этого прогноза, можно научиться видеть в прогнозах второй план и все дальнейшие события в более голографическом формате. Планетарные конфигурации неоднозначны и не всегда я могу спокойно раскрыть все, что вижу, так как чувствую, что могу столкнуться с непониманием и не возможностью принять ту картину мира, что вижу я. И для меня исключительно важно ваше понимание. Надеюсь, время и мои пояснения нас постепенно примирят и дадут возможность увидеть в моих прогнозах гораздо больше, чем я говорю с экрана или пишу. Кроме того, механизм создания прогнозов и секреты их понимания я предполагаю более подробно раскрыть на моих семинарах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий