четверг, 23 марта 2017 г.

Тибетский Буддизм сквозь призму здравомыслия.



Прежде всего, хотел бы уведомить читающего эти строки, что пишу я их для людей свежих, лишь заинтересовавшихся Тибетским Буддизмом и размышляющих, не пойти ли в ученики к тибетским ламам, не поехать ли на ретрит, получить передачи практик и пр. Взывать же к здравомыслию уже практикующих ламаизм я не вижу смысла, так же как и в объяснении алкоголику, что он алкоголик. Так что можно рассматривать написанное здесь выражением моего сострадания к тем, кто еще не погрузился полностью в состояние измененного сознания. 

Сразу начну с того, что не имею ни чего против исторического принца Сиддхартха Гаутамы прозванным Буддой Шакьямуни. Будда, это человек, развивший в себе психоаналитические способности и благодаря этому, создавший превосходный курс психотерапии, исходя из данных современной ему науки и философии. Философия Будды - это учение о пути к пониманию самого себя. 

Его современники, исходя из мировоззрения своего века, окутали личность и учение Будды мифами и мистикой. Несмотря на то, что Буддизм, в его исходном виде – ни какая не религия, тем не менее, в наши дни Буддизм - это обыкновенная религия: на 90% внушение, галлюцинирование и средневековое мракобесие. 

Все попы, всех религий, любят стращать неизвестным, но за их словами в современном обществе ничего нет. Буддийские попы, тоже подспудно внушают своим последователям, что любое отклонение от их религиозных норм (в том числе критика и осуждение буддийских попов) имеет самые страшные последствия. 



Тысячи людей пришли в Буддизм в поисках духовной свободы и, запуганные Ваджрными адами и прочими параферналиями, ушли разочарованные. 
О любой религии бессмысленно рассуждать вне ее исторического и социально-экономического контекста. Поэтому, если говорить о Тибетском Буддизме, то невозможно обойти стороной историю самого Тибета. 

Китайские коммунисты, переустраивая свою огромную и отсталую страну, добрались до Тибета только в 1951 году и обнаружили там средневековое теократическое государство, не изменившееся со времен Чингисхана. Государство состояло из Далай-ламы, жившего в огромном, больше Московского Кремля, дворце “Потала”, 3000 (!) монастырей, набитых множеством монахов, кормившихся за счет этого государства, и миллиона крепостных, скорее — рабов, своим трудом содержащих всё это прекрасное государство. Все земли и крестьяне принадлежали монастырям. На жизнь Далай-ламе и 150 тысяч (15% населения!) монахов в красных одеждах с населения собиралось более 1800 (!!!) различных налогов — налогами было обложено всё, что попадалось на глаза, был налог даже на уши. Да, да, на уши. Нет денег — отрезай уши. Очень просто и демократично. Но собранного хватало только на Далай-ламу и монахов, в Тибете не было ни одной дороги, только тропы, а в столице, кроме дворца, была всего пара нормальных зданий. Были ли там “права человека”, которые китайские коммунисты могли отнять? 

При таком уровне научных знаний «свободного Тибета» стоит ли обольщаться по поводу «тибетской медицины» столь щедро рекламируемой в последнее время? 

Структурная формула тибетской медицины такова: 89,99% тысячелетнего невежества и чёрного фанатизма + 10,01% эмпирических находок. 

Следует принять в расчёт тот факт, что тибетская медицина, при правильном к ней отношении, способна творить чудеса. Таким правильным отношением обладают тибетские ламы. Заболев сами, деньги, заработанные преподаванием тибетской медицины, они с быстротою молнии несут в дорогие западные клиники. Мне известны три случая подобного рода: Намкай Норбу(рак), Ньима Дагпа(опухоль головного мозга) и Далай-Лама(резекция желудка). После хирургических операций все трое остались живы и вернулись к прежней деятельности. Как Вы думаете, это - неоспоримое доказательство “целительной мощи” тибетской медицины? 

Простая западная медицина тривиальна и скучна, потому что лечит только тех, кого лечат. Тибетская же медицина - тех, кто лечит. И лечит отменно. 

Довольно шапочного знакомства с тибетской религиозной культурой чтобы установить, что очень многое в ней связано и основано на факте существования и влияния на нашу жизнь потусторонних существ, в их числе и так называемых защитников Буддийского учения. Этих существ необычайно устрашающей наружности и беспредельного могущества можно увидеть на бесчисленных тибетских иконах – тангках. Принято считать, что живут они не среди нас, а в других мирах, но обладают способностью мыслить, ощущать, знать и влиять на всё наше измерение. Их нрав, повадки и способности так же непостижимы, неотвратимо гибельны для разгневавших их и страшны, как и их внешность. Громадное количество тибетских религиозных практик состоит из ритуальных подношений разного рода материальных и мистических даров для того, чтобы умилостивить, обратиться с просьбой или получить знание от них. 



Двустороннее общение с защитниками происходит обыкновенно лишь во снах просветлённых тибетских мастеров, и это, пожалуй, является единственным достоверным проявлением деятельности и доказательством существования этих существ. 

Рассмотрим обмен информацией с потусторонними существами в свете современных представлений о природе сна. Во 2-ой половине 20 века благодаря появлению методов регистрации биоэлектрической активности головного мозга, мышц и глаз исследователям в области нейрофизиологии состояния сна удалось установить его внутреннюю организацию, механизмы и связь с предшествовавшим периодом бодрствования. Желающие познакомиться с этими исследованиями могут обратиться к монографиям: «Бодрствование и сон» А.М.Вейна, «Наука», 1970 и «Адаптивная функция сна, причины и проявления её нарушения» В.С.Роттенберга, «Наука», 1982. 

Употребляя слова в простоте их, можно утверждать, что присниться может всё, что в состоянии вообразить человеческое сознание. Если буддист испытывает сильную потребность в общении с потусторонними существами и в период бодрствования продолжительное время предаётся размышлениям о них, то вероятность появления сновидений с участием защитников будет близка к 100%. 

Более того, многолетним интенсивным самовнушением можно достичь галлюцинаций - очень явственных переживаний присутствия потусторонних существ даже во время бодрствования, подобных тем, о которых рассказывают тибетские учителя. Сила веры, внушения и самовнушения поразительно велика, она может быть причиной изменений даже на физиологическом уровне. 

Инструкции в состоянии гипнотического сна могут привести к возникновению сильного ожога на теле испытуемого. Известны случаи, когда у выдающихся практиков христианства возникали стигматы – кровоточащие незаживающие раны в участках тела, в которые когда-то было принято вбивать гвозди при распятии. Следует заметить, что воздействие сил веры и внушения особенно велико на людей с неразвитым логическим мышлением, низким уровнем образования, невысоким психическим и культурным развитием, из которых в подавляющем большинстве своём состоят религиозные секты. 

Крупный российский психиатр и невролог В.М.Бехтерев в своей работе «Внушение и его роль в общественной жизни» (СПб., 1898) отмечал, что «внушение действует не только на лиц со здравой логикой, но еще в большей мере и на лиц, обладающих недостаточной логикой, как например детей и простолюдинов». 



Пожалуй, единственным логическим доводом в пользу существования потусторонних существ, является тот факт, что мы не можем доказать их несуществование. Но если мы не можем доказать, что защитников нет, это не означает, что они есть. При изучении тибетского религиозного наследия вообще сами собой возникают недоумение и вопрос нравственного свойства – зачем столь необходимы защитники системе знания при условии, что она имеет претензию полагать себя истинной? Разве нужны защитники квантовой механике, теории относительности или теореме Пифагора? Защитники нужны лишь в иных сферах человеческих отношений, связанных с получением прибыли, охраной имущества и законов, к примеру, в бизнесе, криминальной деятельности или территориальных конфликтах между государствами. Духовное учение, защищаемое столь ужасающей наружности и свирепого нрава чудовищами, не выглядит лояльным и человеколюбивым. 

Итак, ничего, кроме противоречий с фундаментальными принципами естествознания в учении Тибетского Буддизма обнаружить не удаётся. Даже многотысячелетнее существование учения не может служить доказательством его верности. Громадное количество мифов, в которые долго верили люди, оказались ошибочными. Земля выглядит плоской, а оказалась круглой; не Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот. Это стало известно благодаря не открытиям «терма»[1] или “всеведению просветлённых”, а научным исследованиям. 

Проведено гигантское количество экспериментов, но на сегодняшний день нет ни одного достоверно удостоверяющего существование чудес. Невзирая на это научное сообщество по-прежнему готово рассмотреть любой эксперимент, доказывающий сверхъестественное. Более того, оно готово за это хорошо платить. В 1834 г. Французская Академия наук предложила премию в 5000 франков любому человеку, который сможет прочитать письмо в запечатанном конверте. Премия не выдана до сих пор. 

Несколько научных обществ и фондов учредили премии на сегодняшний день общей суммой около 2,5 миллионов долларов США для лиц, достоверно продемонстрировавших сверхъестественные способности. Сейчас весь тибетский народ отчаянно нуждается в деньгах, но неизвестны даже попытки забрать эти призы со стороны лиц тибетского происхождения. Хотя следует отметить, тибетским ламам заниматься этим нужды нет – ведь они не дают передачи практик бесплатно. Практик, при достижении успеха в которых люди обретают сверхъестественные способности. 

Из этого следует, что самая большая претензия, которую может позволить себе Тибетский Буддизм и не выглядеть при этом юмористически, - это подавать себя как редкий, экзотический сорт психотерапии для истлевающих в довольстве клиентов. 

Для того чтобы наше с Вами, читатель, скромное исследование тибетской религиозной культуры обрело черты логической завершённости, нам следует допустить, что необычные явления, описываемые в этой традиции, возможно, имели место, но обладали несколько иным, чем обычно принято полагать, модусом существования. Нельзя отрицать возможности того, что феномен сверхъестественного мог существовать в личном субъективном опыте йогинов, пребывающих в галлюцинаторном состоянии (галлюциноз МКБ-9 291.3). 



Тибет всегда славился своим мощным психотехническим арсеналом. Суть многих тибетских религиозных практик сводится к вызыванию у себя особого рода галлюцинаций. Для примера рассмотрим существующую в тибетском буддизме и религии Бон тантрическую практику идама. Идам - это мифологический персонаж, с которым медитирующий полностью отождествляет себя, преследуя цель открытия природы своего ума. 

Идамы бывают разнообразной наружности, мирными и гневными, одиночными и в союзе, они могут быть огромными как горы и маленькими как пылинки, часто со звероподобными частями тела и устрашающими аксессуарами, такими, например, как ожерелье из окровавленных человеческих голов или элементы одежды из человеческой кожи. Идамы могут обладать множеством рук, голов и глаз. Делая эту практику, йогин обычно уходит в многолетнее затворничество, где круглосуточно с неослабными усердием и сосредоточенностью в мельчайших подробностях визуализирует себя в виде выбранного для практики идама. 

Практика считается завершённой, если в процессе очень длительного искуса медитирующий достиг полного самоотождествления с этим мифологическим персонажем. Часто для иллюстрации того, какой именно степени должно быть самоотождествление, некоторые тибетские учителя приводят такой пример. Некий практик делал практику своего идама, у которого была голова быка. Однажды, когда срок его затворничества подошёл к концу, йогину нужно было пройти сквозь дверной проём. Но пройти он не смог. Когда у него спросили, почему он не может выйти наружу, он ответил, что ему мешают рога. Полагаю, не подлежит никакому сомнению истинность утверждения, что опыт он при этом испытывал самый сверхъестественный. 

Конечной же целью почти всех буддийских и бонских тантрических практик является достижение состояния галлюциноза в острой форме, а затем убеждения себя в том, что испытываемые галлюцинации не отличаются от реальности. Вообще психические болезни определяются как заболевания человека, при которых нарушается отражение реальности, изменяются самосознание, поведение и отношение к окружающему. Неразличение же галлюцинаций и реальности является одной из основных черт клинической характеристики многих психозов. Полагаю, Вам, мой читатель, известно, в чём состоит это различие. Впрочем, в противном случае вряд ли бы Вы читали сейчас эти строки: уверен, психиатрические лечебницы не предоставляют услуги доступа в Интернет. 



Следует также учесть, что в средневековом Тибете не существовало понятия психической болезни в современном его понимании, не было сегодняшнего представления о психологической гигиене, отсутствовали специализированные клиники, где принудительно лечили бы психиатрических больных. Именно поэтому не вызывает удивления тот факт, что поведение просветлённых йогинов в рассказах и книгах тибетских мастеров часто поразительно схоже с поведением пациентов психиатрических лечебниц. Интересующиеся описанием и классификацией симптоматики психических болезней могут найти их в книгах: В.А.Гиляровский «Психиатрия», 4-ое изд., М., 1954; «Справочник невропатолога и психиатра» под редакцией Н.И.Гращенкова и А.В.Снежневского, 2-ое изд., М., 1968. 

Таким образом, делая заключающий наши рассуждения логический вывод из всех предыдущих посылок, мы можем утверждать, что тибетские учителя могут принадлежать только к одной из трёх категорий: 
1)психически здоровые, но крайне экономно наделенные от природы умственными качествами, добросовестно заблуждающиеся люди; 
2)психически здоровые плуты (мошенничество по ст. 159 УК РФ); 
3)психически нездоровые люди, говорящие правду (галлюциноз МКБ-9 291.3). 

Но будем справедливы, как не бывает худа без добра, а света без тьмы, так и в учении Тибетского Буддизма есть и верные элементы. Во всякой, даже ошибочной, теории можно обнаружить правильные утверждения. Даже в алхимии, гомеопатии, астрологии, фашизме и сталинизме-зюганизме. Но правильные посылки в этих учениях помещены в неверный контекст и развиваются с нарушением законов логики. 

Из того, что только один блок в фундаменте здания не разрушен и достаточно крепок, не следует, что здание пригодно для жилья. Из несомненно верного утверждения, что всё во Вселенной связано со всем, не следует достоверность астрологических предсказаний. Из, безусловно, правильного высказывания, что практика медитативного транса приятна и при разумном отношении к ней полезна, не следует верность мистических догматов и метафизических построений учения Тибетского Буддизма и прочих религий. 



Бесспорно, духовная практика тибетских учений способна принести некоторое избавление от страданий, но лишь дорогою ценою ряда злокачественных побочных эффектов, простирающегося от социальной неадекватности до распада личности. 

Несомненно, яд в достаточно малых дозах при условии, что он не накапливается в тканях, укрепляет защитные системы здорового организма. 

На прощание желаю Вам, впрочем, как и себе самому, взращивать в себе здравомыслие и развивать способность к самостоятельному обнаружению природы вещей. Возможно, это лучшее из того, что можно прихватить с собой в религиозное, да и жизненное, путешествие. А уж обладая этими драгоценными свойствами, решайте сами, по какой дороге Вам идти. 


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий